Это страшное слово «ГЕНДЕР»
«Гендер – это про проблемы женщин»; «Гендер – это про права ЛГБТ»; «Гендер – это что-то про трансгендерность…» «Говорят, что гендеров уже не два, а пять (58 или 74)…»
Почему слово «гендер» нельзя заменить словом «пол»?
Может стоит таки попробовать разобраться в понятиях, по поводу которых сегодня так много споров? По крайней мере, попробуем:
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ – это набор ряда биологических характеристик, ни одна из которых не является определяющей и исчерпывающей.
Например генитальный пол (пенис или вульва) , хромосомный пол (хх или ху), гонадный пол (яички или яичники) гормональный пол и т.д.
Как правило, они бинарны и совпадают, и тогда можно сказать: “Перед нами биологическая женщина”. Или «биологический мужчина».
Но ещё есть интерсекс состояния. Например ” жила была девочка, а в 40 лет узнала, что у неё «мужские» хромосомы”… Или “львовские врачи сформировали ребенку пол! За год в львовскую клинику поступило 30 детей с нарушениями половой дифференциации” (из недавнего, гуглится). Или половые хромосомы – ХХУ. Или бесчисленное множество других вариаций…
Существование значительного числа людей с самыми разнообразными интерсекс вариациями говорит нам о том, что бинарность – не такая уж бесспорная вещь даже на уровне физиологии.
Когда врачи «формируют пол» интерсекс ребенку (как правило в младенчестве) они как раз поддерживают эту бинарность пола искусственно. Чтобы ребенок и его родители могли избежать травли и остракизма. Чтобы было понятно, М или Ж писать в документах…
Это одна из причин, по которым мы можем сказать, что уже бинарный биологический пол – это социальный конструкт.
Как правило люди рождаются с одним из двух типов репродуктивной системы – это биологическая данность. Но то, что человек – это всегда, непременно либо мужчина, либо женщина – социальная установка, поддерживаемая, в том числе, при помощи скальпеля хирурга.
А вот ГЕНДЕР – бинарен. В нашей культуре)
По сути, гендер – это набор социальных и культурных представлений, установок и ожиданий. В наши дни в европейской культуре принято выделять два гендера, которые связывают с биологическим полом. А пол, опять же, как считается в нашей культуре, бывает только «мужским» или «женским». Есть культуры, признающие третий пол (и/или третий гендер) учитывающий интерсекс людей, есть культуры где больше двух гендеров и к биологическому полу они не всегда привязаны (бердаши у индейцев, хиджры в Индии и т.д.)
По факту со словом гендер произошла небольшая путаница, связанная с тем, что понятие, возникшее в недрах социальных наук, перекочевало в медицину. Произошло это когда в рамках медицинского дискурса начали рассматривать феномен трансгендерности. Грубо говоря, медикам просто понадобилось слово для обозначения того, что именно у обращавшихся к ним транс*персон «не совпадало с биологическим полом». Из-за этого какое-то время (и сейчас иногда) слово «гендер» употреблялось в значении «гендерная идентичность», и это внесло путаницу, благодаря которой кто-то до сих пор «пересчитывает гендеры» в интернете.
Но изначально этот термин обозначал именно социальную роль, в купе с набором соответствующих установок и ожиданий. И в современной европейской культуре гендера всего два.
Потому что кассир_ка в магазине вам в спину крикнет либо “женщина, сдачу забыли”, либо “мужчина, сдачу забыли”. Только одно из двух! И это не будет зависеть ни от того, что у вас в трусах или в генах (биологический пол), ни от того, что вы сами о себе думаете (гендерная идентичность). Это зависит только от стереотипов, представлений и ожиданий самой этой условной кассир_ки, которая в данном примере является “голосом социума”)
Если мы говорим: “у женщины есть яичники и матка” – мы про БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ.
Если мы говорим: “женщины пользуются косметикой, любят мужчин и варят борщ” – мы про ГЕНДЕР.
С биологическим полом мы рождаемся. Не всегда с однозначным. И некоторым его врачи “подправляют”.
Гендером нас награждает социум, когда на нас надевают розовый или голубой чепчик, записывают “девочкой” или “мальчиком” в свидетельство о рождении. Ну и в дальнейшем социум ждет от нас соответствующего поведения, а мы эти ожидания оправдываем, или не оправдываем. Если не оправдываем – то иногда огребаем по щам от этого самого социума, как “недоженщины” или “недомужчины”…
А где же в этой системе мы сами?
Кроме нашей телесности и гендера (коробочки, в которую впихивает нас социум), существует еще одна штука: то кем мы себя ощущаем. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. Это как любая другая идентичность, только гендерная.
Иногда твоя идентичность полностью совпадает с тем, чего от тебя ждут в социуме. А иногда – нет.
Например, ты о себе точно знаешь: “я – христианка!”. Но при этом зовут тебя – Гюльнара и родом ты из Средней Азии. И поэтому ты уже даже крест на шее носишь размером с лопату, но все равно коллеги на работе тебе заботливо курочку заказывают, потому что “ты ж наверное свинину не ешь…”.
Или ты вырос в Украине, говоришь по украински, ходишь в вышиванке даже… Но для окружающих ты – “кореец”… Потому что был у тебя некий прадед, которого никто уже не помнит, и кажется он и не кореец был, а китаец, и ты даже как его звали не знаешь….
Но все равно тебе одногруппники в вузе рассказывают, что “зря вы, корейцы, собак едите…” Ну, потому что “видно же! Ну какой ты украинец?”
С гендерной идентичностью – то же самое: ты как-то себя ощущаешь, с точки зрения гендера.
И если у тебя есть вагина, и “женский пол” в паспорте, и ощущаешь ты себя женщиной – то вопросы гендерной идентичности тебя могут вообще никак не волновать и тебе даже странно их существование: “Почему женщина? Потому что с вагиной. Почему с вагиной? Потому что женщина”…
Но бывает так, что ощущаешь ты себя как-то иначе.
Ситуация, когда твое самоощущение не совпадает с тем, что доктор написал в твоем первом документе, взглянув на твои гениталии, называется ТРАНСГЕНДЕРНОСТЬ.
Еще раз: трансгендерность – это не про “переход”, не про прием гормонов, не про «пришивание писек», а про расхождение того, что ощущаешь, с тем, что пишут в свидетельстве о рождении.
И вот тут, вернувшись к гендеру (которых в нашей культуре только два), логично, вроде бы, предположить, что если персона не ощущает себя женщиной, то значит должна ощущать себя мужчиной… Потому что “а кем еще”?
Часто так и бывает. И в этих случаях мы говорим о транс мужчинах и транс женщинах.
Но не всегда! Социальные и культурные рамки влияют на наше самоощущение лишь до определенных пределов…
И оказывается, что кто-то может ощущать себя и женщиной и мужчиной, кто-то – ни женщиной, ни мужчиной, кто-то – то тем, то другим в разные моменты…
Таких людей и называют небинарными персонами. В это понятие входит длинный и открытый список идентичностей, который периодически пополняется, поскольку новая идентичность возникает всякий раз как кто-то не находит себя среди уже имеющихся)
По поводу часто возникающего скептического замечания о том, что «люди чего-то себе придумали»: Идентичности (все и любые) – это то, что “люди себе придумали”. Люди придумали нации, религии, профессии, гендер… Но можем ли мы сказать, что этого всего нет? Учитывая, как это влияет на нашу жизнь?
В нашей культуре принято с детства воспитывать в нас идею, что “правда”, “настоящее и истинное” – это то, что придумали про тебя другие.
Например “настоящее имя” – это то, что придумали тебе родители.
Например, если ты женщина – то “твое счастье это дети, борщ и мужик”.
Например, “если у тебя член – ты мужчина, если у тебя вагина – ты женщина”.
А если ты думаешь иначе – то ты “придуриваешься”, “выпендриваешься”, “не понимаешь” и т.д.
Тут важно понимать, что не только небинарные гендерные идентичности придумали люди, а ВСЕ! Идентичности «мужчина» «женщина» – тоже люди придумали, просто давно. И люди же придумали, кто из нас носит юбку кто брюки, кто синее кто розовое…
Признание права каждого человека на идентичность – это важная штука не только для трансгендерных людей.
Ну и да: гендер – социальный конструкт, а любой социальный конструкт может меняться, и мне кажется, что обнаружение все большим количеством людей своего несоответствия заданным рамкам – это один из показателей того, что изменения уже происходят. Человечество вырастает из гендерированных “штанишек” и “юбочек”.
О том, что дальше – мы сейчас можем только фантазировать, но за пределами гендерных рамок однозначно больше свободы)